Ребенок в сети Интернет
По данным социологов[1], каждый второй ребенок 9—10 лет пользуется сетью Интернет ежедневно. А с середины 2010 г. в России получил широкое распространение мобильный Интернет, которым пользуется сейчас треть школьников 9—10 лет и 60% подростков 15—16 лет.
Помимо огромного количества возможностей, Интернет привносит в жизнь и множество рисков. Дети и подростки в полной мере не осознают всех возможных проблем, с которыми они могут там столкнуться. Необходима помощь, чтобы сделать их пребывание в Интернете более безопасным, научить их ориентироваться в информационном пространстве и обходить встречающиеся там опасности.
Угрозы
Виртуальное общение
Виртуальное общение проникло во все сферы жизни человека, и особенно в жизнь молодежи. Виртуальный мир дает огромные возможности, и круг виртуального общения может быть значительно шире, чем круг общения в реальной жизни. Процесс знакомства в Интернете происходит намного проще, чем в реальности. Подростки смелее начинают общение, поскольку не боятся, что их высмеют или отвергнут. Кроме того, на специализированных форумах легко можно найти людей с похожими вкусами и интересами, что исключает проблему поиска собеседника.
Однако у виртуального общения существует и обратная сторона, подразумевающая риски — коммуникационные и электронные.
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя:
Электронные риски связаны с распространением вредоносного программного обеспечения через чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, форумы и блоги и включают:
Электронные риски возникают не только при виртуальном общении: они могут встречаться также внутри виртуального контента.
Виртуальный контент
Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие элементы насилия, агрессии, порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. п. Столкнуться с ними можно практически повсюду в Интернете фактически на любых существующих интернет-ресурсах: сайты, социальные сети, блоги, торренты, видеохостинги... Зачастую подобный материал может прийти через электронную почту в виде спама или незапрошенного сообщения.
Негативный контент можно условно разделить на следующие виды:
Незаконный контент: детская порнография, информация о наркотических средствах (об изготовлении, продаже, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизму, терроризму, национализму), а также относящиеся к ненависти или агрессивному поведению по отношению к группам людей, отдельным личностям, к животным, относящиеся к азартным играм.
Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение подобной информации. В российском законодательстве предусматривается уголовная и административная ответственность.
В сети Интернет присутствует большая доля информации, которую нельзя отнести ни к полезной, ни к надежной. Пользователи вынуждены самостоятельно оценивать достоверность, актуальность и полноту информационных материалов, и особенно трудно это делать детям. Интернет не может служить единственным источником информации: любые получаемые данные необходимо сверять по альтернативным источникам (по учебникам, энциклопедиям). Особенно это касается информации, затрагивающей важные элементы жизни человека (его здоровье, обучение), а также нормативно-правовых актов.
Потребительские риски — вероятность приобретения товара низкого качества, подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги.
Потребительские риски включают в себя также:
Интернет-зависимость
Чрезмерное увлечение Интернетом может привести к формированию интернет-зависимости. Чаще всего этой болезни подвержены подростки. Ребенок перестает видеть разницу между действительностью и виртуальным пространством, начинает переносить события и действия, характерные для виртуального мира, в реальную жизнь. Как следствие — возникают серьезные проблемы с учебой, в отношениях с близкими людьми. Чаще всего подростки пользуются Интернетом не столько для выполнения домашних заданий и поиска полезной информации, сколько для общения в чатах, сетевых игр.
Повышенную склонность к приобретению интернет-зависимости имеют дети с низкой самооценкой, у которых что-то не получается в реальном мире: Интернет позволяет им сохранять анонимность (хотя это только видимость!), не бояться осуждения, получать более широкий выбор возможностей для общения, чем им удается получить в реальном мире. Ребенку часто гораздо легче, чем взрослому, выстроить собственный виртуальный мир, пребывание в котором становится для него комфортным. Взрослым необходимо внимательно следить за отношением ребенка к Интернету, чтобы предотвратить превращение Сети из средства для развития личности ребенка — в плохо контролируемую страсть.
По своим симптомам интернет-зависимость более всего напоминает страсть к азартным играм. Для этой болезни характерны потеря ощущения времени, отсутствие воли для прекращения использования (игры), отрыв от реальности и эйфория от ложной «реальности» происходящего при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности снова войти в Интернет. В результате дети теряют коммуникативные навыки, перестают со общаться со своими сверстниками, испытывать потребность в нормальном общении с другими людьми.
Интернет-зависимость также может вызывать пренебрежительное отношения подростков к учебе. В Интернете собрано огромное количество готовых докладов, рефератов, решений заданий и задач из школьных учебников по любым предметам: достаточно просто щелкнуть мышкой, чтобы мгновенно получить готовый результат. Подростки распечатывают на принтере и сдают учителю такие материалы, даже не прочитывая их. От такой «учебы» нет пользы.
Интернет способен дать ребенку определенную информационную свободу, но он никогда не заменит живого общения. Зависимость ребенка от Интернета опасна тем, что не позволяет развиваться навыкам социального общения.
Иллюзия анонимности
Многие подростки полагают, что когда они общаются в Интернете, их невозможно идентифицировать и уж тем более найти «в реальной жизни». Такое заблуждение весьма устойчиво и свойственно многим неопытным пользователям. Оно порождает иллюзию анонимности и, как следствие, создает ощущение полной безнаказанности при посещении Интернета. Именно эта иллюзия становиться причиной безразличного отношения к происходящему и заставляет пренебрегать элементарными правилами осторожности. Бывает также и наоборот: Интернет вызывает у ребенка чувство безнаказанности, провоцирует на агрессию, которая в дальнейшем может найти выход и в реальной жизни.
Как защитить ребенка
Находясь в Интернете, ребенок так же уязвим, как и в реальном мире: очень важно, чтобы родители знали об этом и понимали, как и от чего необходимо ребенка защитить. Онлайн-безопасность детей могут обеспечить только их родители. Дети до 10 лет должны выходить в Интернет только под присмотром (гласным или негласным) родителей. Родители обязательно должны объяснить детям правила поведения в Интернете, рассказать о пользе и вреде встречающейся там информации, обеспечить им необходимый контроль.
Чтобы свести к минимуму риски, необходимо принять следующие меры.
- Компьютер лучше размещать в общем зале, а не в комнате ребенка.
- Компьютер должен использоваться в том числе для обучения.
- Следите за тем, как ваш ребенок использует компьютер.
- Расспрашивайте ребенка о его интернет-друзьях.
- Используйте специальные программные инструменты, которые позволяют блокировать доступ к сайтам «для взрослых».
- Объясните ребенку, как опасно сообщать любую персональную информацию при виртуальном общении с посторонними.
- Убедитесь, что ваш ребенок непременно рассказывает вам обо всем необычном, что он встретил в Интернете. Не забывайте останавливать его, если он позволяет себе отвечать собеседнику грубо или оскорбительно при виртуальном общении.
- Убедитесь, что ваш ребенок знает, насколько опасно переносить в реальность общение с теми людьми, с которыми они разговаривают через Интернет.
- Объясните ребенку, насколько опасно посылать или получать фото- и видеоматериалы по Интернету от тех людей, с которым нет личных контактов.
- Убедитесь, что ваш ребенок не выходит в Интернет поздно ночью.
Средства обеспечения безопасности
Для обеспечения комплексной защиты наряду с организационными мерами защиты ребенка при посещении Интернета необходимо использовать доступные технические средства интернет-безопасности.
Необходимо помнить, что универсального средства, которое смогло бы удержать ребенка от поиска способов для обхода созданного ограничения, не существует. Поэтому всецело полагаться на программы родительского контроля нельзя: они не заменят беседы с родителями о правилах поведения в Интернете, о назначении компьютера. Тем не менее специальные программы и сервисы могут стать помощниками в воспитании ребенка.
Средства родительского контроля можно найти в приложениях, обеспечивающих безопасность работы в Интернете. Эти инструменты можно разделить на следующие группы:
«КиберМама»
Позволяет контролировать время, которое ребенок проводит за компьютером, но при этом не использует дополнительных средств для фильтрации информационного наполнения.
Можно установить ограничение на работу с компьютером, а также запретить запуск некоторых приложений. При помощи «КиберМамы» можно задать периодичность принудительного прерывания работы с Интернетом (например, каждые 45 минут) и продолжительность перерывов (компьютер будет временно заблокирован).
Для запуска приложений предусмотрены два режима работы: 1) ребенок может запускать все программы, кроме тех, которые внесены в «черный список», и 2) ребенок может запускать только те приложения, которые внесены в «белый список». Все попытки ребенка запустить ту или иную программу отражаются в отчете.
Фильтр «Семейная безопасность» — встроенное средство контроля (download.ru.msn.com)
С помощью фильтра родители всегда могут посмотреть, что делал их ребенок: какие сайты посещал, какие программы или игры запускал. Предусмотрена блокировка переписки с любыми людьми из Интернета, кроме тех, контакты с которыми разрешены. Однако это правило затрагивает работу лишь только некоторых, не самых популярных программ — Windows Live Hotmail и Windows Live Messenger. Контроль общения в социальных сетях в этом решении отсутствует.
StaffCop Home Edition (www.staffcop.ru/home/)
Это приложение ничего не блокирует и не запрещает, но работает в фоновом режиме и незаметно для пользователя сохраняет разнообразную информацию: данные о сайтах, посещаемых пользователями, о контактах, запросах к поисковым системам и многое другое. Программа сохраняет всю переписку, которую ведут дети в системах мгновенного обмена сообщениями и социальных сетях. Дополнительно в программе реализована система периодического сохранения «снимков экрана». Также имеется «клавиатурный шпион», позволяющий родителям узнавать все пароли, вводимые детьми. Программа помогает организовать полный контроль за работой ребенка.
«Один дома»
Данная программа предназначена специально для защиты детей от просмотра нежелательного контента. В программе реализованы:
- интернет-фильтр, блокирующий загрузку любых потенциально опасных данных;
- возможность принудительного отключения целых разделов интернет-активности: социальных сетей, онлайн-игр, чатов;
- личный кабинет с веб-интерфейсом;
- диаграмма, информирующая о сайтах, на которые ребенок пытался зайти;
- бесплатные онлайн-консультации детских психологов;
- специальный детский поисковик и каталог рекомендованных интернет-ресурсов;
- большой сетевой портал для родителей и детей, где размещены новости, статьи профильных специалистов, блоги родителей и форум;
Контент-фильтр «Один дома» работает по технологии эвристической двухступенчатой фильтрации, то есть помимо имеющейся базы «белых» и «черных» сайтов используется моментальный лексический и контентный анализ интернет-страниц.
Фильтр для детей «Один дома» легко устанавливается на компьютер и имеет удобные настройки. Программа не влияет на объем передаваемого трафика и работает незаметно для пользователя, потому что для ее работы необходимы минимальные ресурсы компьютера. Пакет совместим с версиями Windows XP, Vista и 7.
«Интернет Цензор» (www.icensor.ru)
Главная задача этого пакета — сделать пребывание детей и подростков в Интернете безопасным, оградив их от посещения вредных ресурсов.
Avira Premium Security Suite (www.avira.com)
Этот пакет программных инструментов, применяемых комплексно. Он позволяет защитить компьютер от большинства современных угроз, реализует не только фильтрацию опасного контента, но и отражение хакерских атак. Если ребенок пользуется какой-либо социальной сетью, то его персональные данные не попадут вовне ни при каких обстоятельствах.
BitDefender Internet Security 2011 (www.bitdefender.ru)
Защищает ПК от вирусов, хакеров, взлома и попытки кражи персональных данных. Программа подходит для современных семей, привыкших активно пользоваться Интернетом. Среди ее возможностей: родительский контроль, удобно работающий в том числе и через iPhone, что позволяет 24 часа в сутки контролировать веб-сайты, которые посещают дети, а также их переписку; брэндмауэр, предотвращающий вторжение через сети Wi-Fi; кодирование переписки через сервисы мгновенного обмена сообщениями.
Dr.Web Security Space (www.drweb.com)
Это комплексное решение проблемы защиты ПК, позволяющее максимально надежно защитить компьютер от угроз разных типов. При этом модуль родительского контроля не только не позволяет заходить на нежелательные сайты, но и эффективно контролирует получаемые через мессенджеры сообщения.
F-Secure Internet Security 2009 (www.f-secure.com)
Комплексное решение для защиты от всех видов интернет-угроз. Программа обладает гибкой настройкой списка нежелательных для посещения сайтов, что позволит надежно перекрыть доступ к основным распространителям вредоносного контента. Содержит основные инструменты для информационной безопасности.
Программа «Kaspersky Internet Security 7» (www.kav.ru)
Эта программа позволяет настраивать права доступа к определенным сайтам, почте и другим интернет-сервисам. Родители могут выбрать категории сайтов, на которые ребенок не сможет зайти, запретить его общение по электронной почте и в чатах. Кроме этого, можно составить «черный» и «белый» списки ресурсов.
Существует возможность для ограничения времени пользования Интернетом (однако нет ограничения времени пользования компьютером).
Все страницы, которые посещаются ребенком при включении родительского контроля, отслеживаются в отчете.
KidsControl 1.6
Программа контролирует время, которое ребенок проводит в Интернете. Ее особенность состоит в том, что при обнаружении запрещенного сайта или попытке выйти в Интернет в неположенное время ребенок не сможет загрузить веб-страницу: в браузере выдается пустая страница с надписью «Сервер не найден».
Специально для детей в KidsControl предусмотрены следующие ограничения: веб-фильтр по категориям, «черный» и «белый» списки сайтов, ограничение работы в Интернете по времени и запрет на скачивание файлов определенных типов.
Time Boss 2.34
Дает возможность ограничивать время пользования компьютером, время, проведенное в Интернете, а также составить список запрещенных программ и папок.
«KinderGate Родительский контроль» (www.usergate.ru)
Предоставляет возможность блокировки доступа к опасным или нежелательным сайтам. Дополнительную защиту от попадания на нежелательные сайты обеспечивают включенные в программу «KinderGate Родительский контроль» функция «Безопасный поиск» и система блокировки рекламы. Первая позволяет предотвратить вывод результатов по сомнительным запросам в различных поисковых системах, а вторая запрещает вывод рекламных сообщений.
Существует возможность отслеживания переписки с различными людьми, предусмотрена возможность ограничения времени, которое ребенок сможет проводить в Интернете.
Программа ведет подробную статистику посещения пользователями разных сайтов и выполнения ими других действий. Родители могут отслеживать работу детей в глобальной сети.
Несмотря на многообразие подходов к обеспечению функции родительского контроля, предлагаемые программные средства все же не лишены недостатков и далеко не всегда справляются с возложенными на них функциями. С недавнего времени существует еще один действенный способ сделать пребывание детей в Интернете более безопасным — установка детского браузера.
Первый российский детский браузер — «Гогуль»
Принцип проекта «Гогуль»: «Все, что не разрешено, — запрещено». Другими словами, ссылки для поисковой системы отбираются вручную специальной командой, которая занимается разработкой этого программного инструмента. В результате мы имеем своего рода сокращенный вариант Интернета, куда вошли лишь те ресурсы, которые составители проекта посчитали безопасными для детей. Сервис «Гогуль» можно условно разделить на две части — безопасную поисковую систему и детский браузер.
После установки браузера «Гогуль» он начинает работать по принципу брандмауэра, блокируя в детском режиме доступ ко всем другим браузерам. При каждой новой попытке запустить Chrome, Opera, Firefox, Internet Explorer или любой другой браузер на экране будет появляться окно с предложением ввести родительские логин и пароль. Если данные не введены, запустить любой другой браузер, кроме детского, не получится.
База данных поисковой системы может быть расширена родителями вручную. Если необходимо разрешить доступ ребенку к какому-нибудь сайту, это можно сделать, добавив адрес разрешенного ресурса в одну из категорий каталога «Гогуль» — «Образовательные», «Искусство и культура», «Природа и животные», «Развлекательные сайты» и т. д. Родительский контроль «Гогуль» позволяет не только вести статистику просмотренных интернет-страниц и ограничивать доступ к сайтам, но и управлять тем, сколько времени ребенок проводит в Интернете.
Пока сервис «Гогуль» работает в тестовом режиме.
Другие сайты по данной тематике
О безопасности Интернета и детей в Интернете создано несколько специализированных ресурсов.
- http://www.saferunet.ru
Центр безопасного интернета в России посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Центр является уполномоченным российским членом европейской сети Центров безопасного Интернета (Insafe), действующей в рамках Safer Internet Programme Европейской Комиссии и объединяющей национальные центры безопасного Интернета стран ЕС и России. - http://www.ligainternet.ru
Лига безопасного Интернета — крупнейшая в России координационная площадка для борьбы с опасным контентом в Сети.
Лига ставит перед собой следующие задачи:
— борьба с опасным контентом в Сети, которую обязуются вести все члены лиги всеми доступными способами и средствами;
— объединение профессионального сообщества участников интернет-рынка для выработки механизмов саморегуляции сообщества во избежание регулирования сверху и создания цензуры в Интернете;
— оказание реальной помощи детям и подросткам, которые прямым или косвенным образом стали жертвами распространения опасного контента в Интернете;
— оказание содействия государственным структурам в борьбе с владельцами интернет-ресурсов, занимающимися созданием и распространением опасного контента (детская порнография, пропаганда наркомании, насилия, фашизма и экстремизма);
— участие в разработке законодательных инициатив, направленных на ликвидацию опасного контента в Интернете. - http://i-deti.org
- http://www.friendlyrunet.ru
Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Главной целью фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.
Основные проекты фонда:
— горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте,
— специализированная линия помощи детям «Дети онлайн»,
— просветительские проекты.
[1] Исследование «Дети России онлайн», проведенное Фондом развития Интернет (http://www.fid.ru/), факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и Федеральным институтом развития образования Минобрнауки России. В среднем по России дети начинают посещать глобальную сеть в 10 лет. Более 75% опрошенных детей указали, что у них уже имеется собственный профиль в социальных сетях, при этом почти треть пользуются несколькими сетями. У третьей части опрошенных детей профили созданы не только в отечественных, но и зарубежных сетях. С результатами исследования можно ознакомиться на сайте www.detionline.com.
