• Все разделы
  • Статьи
  • Медиа
  • Новости
  • Нормативные материалы
  • Конференции
  • Глоссарий

Статьи по теме: «Информационная безопасность»

Главная Пользователям Статьи Эмоции на службе мошенников: как защититься

Эмоции на службе мошенников: как защититься

В статье рассказывается о том, как злоумышленники используют базовые эмоции людей, чтобы выманивать деньги и важные данные, и как защититься от уловок мошенников.

Эмоции на службе мошенников: как защититься

Введение

В 2021 году 92% обращений по страховым событиям с банковскими картами пришлись на случаи несанкционированного доступа к счёту, причём больше половины из них связаны с телефонным мошенничеством. По оценке МВД России, ущерб от телефонного мошенничества в 2021 году составил 45 млрд руб.

Основной метод, который используют мошенники – это социальная инженерия. С её помощью они воздействуют на эмоциональную сферу своих жертв и убеждают их добровольно расстаться с деньгами. Сценарии обмана и информационные поводы, лежащие в их основе, меняются, но результат остаётся одним и тем же: жертва самостоятельно отправляет деньги на счёт мошенников или снимает их и отдаёт наличными в руки преступников.

Из этой статьи вы узнаете, почему эмоции становятся причиной опрометчивых поступков, как они воздействуют на наше поведение и что необходимо предпринимать, чтобы не попасться на уловки мошенников.

Эмоции – главные «враги» критического мышления

Перед «атакой» опытного социального инженера уязвимы даже самые здравомыслящие люди. Если мошенник подберёт удачный момент, вотрётся в доверие и придумает достоверную схему обмана, то мало кто сможет моментально распознать угрозу. Примером тому служат следующие инциденты:

  • в ноябре 2020 года бывший заместитель одного из департаментов МВД России попался на уловку телефонных аферистов и предоставил им доступ к своим банковским картам. С его счетов списали 613 тысяч рублей.
  • в мае 2021 года руководитель отделения психического и поведенческого расстройства НИИ им. Сербского сняла со своих счетов 60 тысяч долларов США, 90 тысяч евро, 25 тысяч рублей, потом ещё 45 530 евро и 14 431 доллар США, а затем передала «специальному человеку» в кафе.

Вряд ли сотрудник МВД России или профессиональный психиатр не знали о мошенниках и о том, как они обманывают людей. И тем не менее сильные эмоции вывели их из равновесия, отключили рациональное и критическое мышление. Действуя импульсивно, они пошли на поводу у злоумышленников и в результате лишились крупной суммы денег.

Как работают эмоции

Эмоции возникли в процессе эволюции как защитный механизм, обеспечивающий выживание человека. Принято условно выделять два типа эмоций: базовые и вторичные. С древних времён базовые эмоции, такие как страх, гнев, любопытство, отвращение направляли поведение человека и позволяли быстро реагировать на различные внешние воздействия, не раздумывая. К примеру, страх обеспечивал мгновенную реакцию на опасность, заставляя убегать или затаиться. Гнев вызывал выброс гормона норадреналина, который повышал скорость реакции, что помогало давать отпор при нападении. Отвращение позволяло не есть ядовитые плоды. Интерес (любопытство) толкал к поиску новых мест для более комфортного проживания. Кстати, именно этой базовой эмоцией объясняется зависимость от серфинга в Интернете – открывая вкладки одну за другой и переходя по ссылкам, человек следует эволюционно заложенной программе, испытывая удовольствие от процесса.

В критической ситуации эмоции и сегодня помогают спасти жизнь, позволяя быстро реагировать на происходящее. Увидев ребенка, выбежавшего на дорогу перед вашим автомобилем, вы сначала нажмете на тормоз, и лишь потом начнете выяснять, как он здесь оказался и где его родители. Однако в повседневной жизни эмоции могут навредить, так как мешают беспристрастно анализировать все обстоятельства и принимать взвешенное решение.

За базовые эмоции отвечает эволюционно более древняя – лимбическая система головного мозга. Её ещё называют эмоциональной частью мозга. В этой части мозга происходит обработка внешнего стимула и формирование ответный реакций: двигательных, соматовегетативных. Например, испугавшись громкого звука, мы вздрагиваем, бледнеем, у нас учащается сердцебиение. Эти реакции проходят мимо нашего сознания. С точки зрения выживания это правильно: нужно сначала отпрыгнуть от пропасти, и лишь потом выяснять, откуда она взялась.

За осмысление происходящего отвечает другая часть нашего мозга — префронтальная кора лобных долей. Эволюционно она развилась значительно позже и отвечает за более сложные вторичные эмоции – стыд, вина, гордость, раскаяние. Вторичные эмоции не возникают автоматически, они связаны с активизацией высших психических функций и рационального мышления. Можно сказать, что они сочетают в себе эмоции и когнитивный компонент.

Мозг обрабатывает базовые эмоции значительно быстрее, но главное отличие – в этом процессе не задействовано мышление, организм реагирует рефлекторно. Таким образом, приёмы с активизацией базовых эмоций — отличный способ обеспечить быструю и необдуманную реакцию жертвы. Именно его и используют мошенники.

Как защититься

Читая очередные новости о случаях социальной инженерии, телефонных или интернет-мошенниках, многие думают, что точно не поддались бы на такие примитивные уловки. Но они заблуждаются. Социальные инженеры – первоклассные манипуляторы. Воздействуя на эмоциональную часть мозга, мошенники вызывают мгновенную необдуманную реакцию. Чтобы не дать возможности подключиться мышлению, они используют эффект неожиданности, говорят о срочности, запугивают, «давят» на жалость, жадность или стыд. Отключившегося на пару секунд рационального мышления вполне достаточно, чтобы жертва отправила деньги, назвала реквизиты банковской карты или открыла вредоносное вложение в электронной почте.

Таким образом, чтобы защититься от мошенников, нужно активировать мыслительный процесс, отключившийся из-за сильной базовой эмоции. Это позволит проанализировать ситуацию и не допустить перевода денег или выполнения других выгодных злоумышленнику действий.

Перехватить управление эмоциями у лимбической системы довольно сложно. Люди занимаются своими повседневными делами и не ожидают, что им сообщат по телефону или в почте о какой-то проблеме и потребуют немедленных действий. Опасность совершения необдуманных действий вызывают внезапные сильные эмоции. Чтобы противодействовать «типичной» реакции, нужно выработать привычку брать паузу, чтобы, например, записать информацию, позвонить другу, попить воды или выполнить другой ритуал.

Берём паузу правильно

Чтобы в нужный момент вспомнить о паузе, привычка должна быть автоматической. Тогда в критической ситуации вы отреагируете «безопасно». Здесь поможет создание и отработка простых правил при обращении с деньгами, например:

  • Три раза проверь — один раз переведи.
  • Узнай подробности.
  • Говоришь о деньгах — запиши.
  • Все денежные вопросы решать письменно.
  • Испугался — выпей воды.
  • Угрожают — позвони другу.
  • Сомневаешься — не делай.

Любой повод для паузы подойдёт, главное, чтобы привычка стала автоматической. Для этого стоит выбрать какое-либо правило и ежедневно тренироваться при любых действиях с деньгами. Постепенно привычка закрепится и защитит от социальной инженерии и ее последствий.

Не вижу — не доверяю — проверяю

Ещё одно правило, которое усилит защиту — это недоверие к людям, которых вы не видите перед собой. Если собеседник сообщает вам о проблеме, причем единственным источником этой информации является он, стоит усомниться в ее подлинности. Даже если друг написал вам в мессенджере или соцсети с просьбой одолжить какую-то сумму денег «до завтра», существует вероятность, что его учетную запись скомпрометировали, особенно если вы редко используете такой способ коммуникации.


Чтобы не стать жертвой подобного обмана, обязательно проверьте личность собеседника — позвоните ему по известному вам номеру телефона или свяжитесь другим способом и выясните, в чем дело.

Запомните главное

  1. Сильные и внезапные эмоции могут отключить рациональное мышление у самых разумных людей. Этим пользуются мошенники.
  2. Если сообщение или телефонный звонок вызвали у вас сильные эмоции, а от вас требуют срочно что-то сделать в связи с этим, следует насторожиться.
  3. Всегда проверяйте информацию, полученную от собеседника, которого вы не видите, особенно если речь о ваших деньгах.
  4. Выработайте привычку брать паузу, прежде чем выполнить любые действия с деньгами.
  5. Сомневаетесь — остановитесь, чтобы подумать или посоветоваться.
  6. Защитите учетные записи — используйте надежные пароли и двухфакторную аутентификацию.
  7. Никому не сообщайте реквизиты банковской карты, пароли и логины от своих учетных записей.

Забудь меня, забудь: как отозвать согласие на обработку персональных данных Биометрия: «безопасность для ленивых» или лазейка для цифровых мошенников?