Расширенный

Расширенный поиск

Автор

Статьи

Социальный портрет пользователя. Кто и зачем его составляет

23.05.2019
Социальный портрет пользователя. Кто и зачем его составляет
Каждый пользователь оставляет в сети Интернет множество цифровых «следов», сопоставив которые можно составить социальный портрет человека. Этот портрет будет содержать информацию о возрасте, поле, образовании, социальном статусе, родственных связях, друзьях, интересах, политических и религиозных предпочтениях, местах жительства, учебы и работы, а иногда и об уровне доходов. Большинство людей добровольно указывают всю эту информацию о себе в социальных сетях.

Но даже если человек не ведет страницу в соцсети или заведомо не выкладывает информацию о себе на каком-либо ресурсе, о нём всё равно можно многое узнать. Всё расскажут программы, которыми он пользуется (включая cookie-файлы и расширения браузеров); сайты, которые посещает; запросы в поисковых системах; покупки в интернет-магазинах. Отследить перемещения пользователя позволят GSM-модуль, функция GPS, встроенная в большинство современных мобильных устройств, и подключения к общественным точкам Wi-Fi.

Отдельно стоит выделить ещё один источник информации о пользователе — это контент, который он производит и потребляет в сети Интернет, другими словами — то, что он «лайкает». Составленный на основе такой информации социальный портрет и является подлинным, он будет ещё полнее отражать интересы, предпочтения, особенности и вкусы человека.

Таком образом, даже если человек не рассказывает о себе в сети Интернет самостоятельно, существует множество источников, где можно почерпнуть недостающую информацию. Специальные алгоритмы позволяют проанализировать собранные данные, определить взаимосвязи между ними, и на основе полученного портрета спрогнозировать поступки человека, а в определенных случаях и повлиять на его поведение и принятие решений. В современную эпоху всеобщей цифровизации и «больших данных» всё это стало реальностью.

Как мобильные устройства собирают данные о своих владельцах

В случае если человек является владельцем смартфона, то перечень собираемой о нём информации гораздо шире за счет встроенных функций и установленных приложений. Чем больше функций и приложений имеется в телефоне, тем больше данных о своем владельце и окружающем его мире он собирает и, соответственно, передает на сервер компании производителя. Несмотря на то, что все компании должны соблюдать политику конфиденциальности, нельзя быть уверенным, что данные не попадут в руки недобросовестного сотрудника или не будут перехвачены злоумышленником. Кроме того, политика конфиденциальности большинства корпораций предполагает передачу данных о пользователях третьим лицам.

Как смартфон собирает Ваши данные:

  • Умные голосовые помощники. Несомненно, такие встроенные функции как Siri, Алиса, Google Assistant, Xiao AI и др. очень удобны и позволяют быстро решать повседневные задачи, напоминать о важных событиях и подсказывать ответы на вопросы. Все эти полезные функции связаны с очевидным фактом — чтобы быть готовым откликнуться на Вашу просьбу, голосовой помощник круглосуточно слушает и анализирует всё, что происходит вокруг Вас.
  • Учетная запись устройства (Apple ID, Google Account, Mi Account и др.). Наличие учетной записи позволяет синхронизировать и аккумулировать все данные телефона, включая контакты, звонки, календарь, заметки, и хранить всё это на сервере компании-разработчика в структурированном виде с привязкой к конкретному человеку.

    Приложения. Большое количество программ и приложений для мобильных устройств имеет доступ к пользовательским данным. Некоторые, на первый взгляд безобидные, приложения могут передавать на сервер разработчика конфиденциальную информацию, включая контакты, сообщения, геолокацию и др. Зачастую приложения требуют предоставления повышенных прав и разрешений на доступ к данным, которые по сути не нужны им для нормальной работы. К примеру, социальные сети и мессенджеры, несмотря на декларируемую политику конфиденциальности, анализируют личную переписку пользователей.

    Скрытые функции устройства. Современные устройства на базе различных операционных систем имеют недокументированные возможности сбора и передачи данных в фоновом режиме. Они с определенной периодичностью могут незаметно для пользователя делать скриншоты экрана и имеют по умолчанию включенный микрофон. Все это передается на сервера производителей.

Кто и с какой целью составляет Ваш социальный портрет и какие угрозы с этим связаны?

Итак, сопоставив данные, которые пользователь предоставил сам и те, которые собрали о нем устройства, приложения и программы, можно составить его социальный портрет, узнать множество фактов о его жизни. Кто-то может задаться вопросами: «Кому может быть интересно, где я был в прошлую пятницу, куда собираюсь поехать в отпуск и какой подарок выбрал маме на день рождения?». Однако эту информацию будут рады получить, например, работодатели, рекламные компании и, конечно, мошенники. И если последние будут скоре всего использовать открытые источники (то, что пользователь сам рассказывает о себе), то рекламные компании уже применяют специальные алгоритмы, позволяющие соотносить косвенные данные с конкретным человеком. И цели у них могут быть как вполне безобидные, так и влекущие негативные последствия для человека.

Мошенники. Имея заполненный профиль в социальной сети и освещая едва ли не каждый свой шаг на своей странице, пользователь позволяет посторонним людям получить представление о месте работы или учебы, уровне дохода, ежедневных маршрутах и привычках. Так, делясь с друзьями на своей странице в соцсети фотографиями из отпуска в прямом эфире или обмолвившись где-то в комментарии, что «мы с семьей на выходные собираемся на дачу», человек одновременно сообщает мошеннику о пустующей в это время квартире. В данном случает есть опасность, что по возвращении все впечатления от отдыха будут испорчены квартирной кражей.

Работодатель. Человек устраивается на новое место работы и по своим профессиональным качествам имеет все шансы получить высокую должность. Но фотографии с веселой вечеринки или необычные увлечения, увиденные на странице соискателя в социальной сети, могут насторожить и создать у потенциального работодателя впечатление (возможно, ложное) о легкомысленности и несерьезности такого сотрудника. В итоге в должности весельчаку будет отказано, и работодатель предпочтет принять на работу другого человека. Кроме того, в последнее время неоднократно получали широкую огласку случаи увольнения людей различных профессий за неосторожные высказывания или фотографии в соцсетях.

Рекламные компании. Многие пользователи наверняка удивлялись, обнаружив у себя в электронной почте или на просматриваемых страницах в интернете рекламу товаров и услуг, которые накануне искали в поисковой системе или на странице интернет-магазина. Причем искать пользователь мог на стационарном компьютере, а рекламные предложения демонстрируются на его смартфоне. Или другой пример: во время прогулки по городу на экране смартфона пользователя появляются уведомления с рекламой близлежащих кафе и сетевых магазинов, при этом учитываются вкусы, предпочтения пользователя и вся история ранее сделанных поисковых запросов.

Всё это примеры таргетированной (персонализированной) рекламы. Поведение пользователя в сети Интернет, отслеживание его местоположения позволяет маркетологам в нужный момент времени демонстрировать ему потенциально интересные и персонализированные предложения.

Основная опасность таргетированной рекламы и составления социального портрета в целом заключается в формировании вкусов пользователя и влиянии на его поведение. Примером может служить следующая цепочка событий: пользователь вводил поисковые запросы о различных марках автомобилей, поисковая система «предугадывает» возможные желания пользователя, передает информацию об этом в банк, и вскоре пользователю приходит сообщение из банка с предложением кредита на покупку автомобиля на определенных условиях. Пользователь будет считать, что сделал самостоятельный выбор, а на самом деле — он был ему навязан.

Информационное противоборство. Ни для кого не секрет, что правительства разных стран используют СМИ и социальные сети в качестве инструмента формирования общественного мнения. Способы и подходы оказания такого воздействия подбираются с учетом интересов и особенностей целевой аудитории. Для этого и необходимо составлять социальные портреты групп людей, которым требуется навязать определенное мнение, спрогнозировать их политические предпочтения и, что самое серьезное, повлиять на их выбор. Именно таким образом правительства одних стран, преследуя свои политические и экономические интересы, подталкивают граждан других стран к проведению «оранжевых революций», акций протеста, государственных переворотов.

Рекомендации

  1. Не публикуйте в сети Интернет информацию, которая впоследствии может навредить Вам или быть использована в компрометирующих целях.
  2. Ограничьте количество личной информации, размещаемой в социальных сетях, сделайте её доступной только для близкого круга друзей.
  3. Ознакомьтесь с политикой конфиденциальности ресурса, на котором собираетесь оставить данные о себе.
  4. При установке программ и приложений обращайте внимание на запрашиваемые ими разрешения. Откажитесь от установки программ, которые просят предоставить необязательные для их работы повышенные права и доступ к личным данным.
  5. Используйте браузер без расширений и включайте в браузере режим «приватного просмотра».
  6. Настройте в браузере хранение cookie-файлов только в течение одного сеанса и их удаление при закрытии браузера.
  7. Проверяйте наличие https-соединения у сайтов, на которых собираетесь вводить свои персональные данные.
  8. Используйте антивирусные средства защиты и регулярно обновляйте их.
  9. Критически оценивайте информацию, получаемую из социальных сетей и поисковых систем.

Помните, что всё что Вы когда-либо размещали в сети Интернет, все Ваши сообщения, фотографии и пр. становятся достоянием общественности, и они никуда не исчезнут даже при удалении. Эти данные сохранятся в кэше поисковых систем и интернет-архивах. Их можно будет найти, прочесть или просмотреть через десятки лет. Это нужно знать и учитывать.

Большинство сервисов в сети Интернет, которыми мы безвозмездно пользуемся, являются бесплатными лишь на первый взгляд. На самом деле мы расплачиваемся нашими данными, которые продают и передают «из рук в руки» корпорации, владельцы сайтов и рекламные компании. Именно информация о пользователях, которая может помочь составить их социальный портрет, является «валютой» в цифровом мире. На основе социальных портретов формируется выдача поисковых систем и социальных сетей, прогнозируется поведение людей и их политические предпочтения.

В современных условиях, когда все мы имеем неограниченный доступ к информации и постоянно сталкиваемся с «фейковыми» сообщениями, необходимо критически относиться к тому, что предлагается и демонстрируется в сети Интернет. Старайтесь анализировать поступающую информацию с разных сторон, искать другие точки зрения, изучать первоисточники. Не позволяйте третьим лицам принимать за Вас решения, навязывать Вам определенные мнения и управлять Вашим поведением.