• Все разделы
  • Статьи
  • Медиа
  • Новости
  • Нормативные материалы
  • Конференции
  • Глоссарий

Статьи по теме: «Информационная безопасность»

Главная Пользователям Статьи Рекомендации по безопасному использованию электронной почты

Рекомендации по безопасному использованию электронной почты

Сегодня доступ в интернет имеет практически каждый. Кому-то он необходим для выполнения служебных обязанностей, кто-то использует его для учебы, для игр и просмотра фильмов, но практически всех активных пользователей глобальной сети объединяет одно — использование электронной почты.

Рекомендации по безопасному использованию электронной почты

При быстром ритме современной жизни электронная почта стала важным средством коммуникации. Используя электронную почту, мы можем моментально отправлять и получать письма, документы, программы, фотографии, любые файлы.

Однако не стоит забывать, что по электронной почте могут приходить не только «полезные» письма. Они могут содержать ссылки на сайты злоумышленников, целью которых является выведать у пользователя важную информацию, или вредоносные файлы, которые, попав на компьютер, могут доставить много неприятностей.

Основной мотив злоумышленника — получение денег. Используя электронную почту в качестве инструмента для совершения злонамеренных действий, он может:

  • продавать взломанные аккаунты для рассылки спам-сообщений;
  • использовать взломанный аккаунт электронной почты для восстановления паролей других учетных записей, при регистрации которых использовался взломанный адрес (банкинг, соцсети, игровые аккаунты и т. п.)
  • использовать информацию из личной или деловой переписки в различных схемах мошенничества;
  • вымогать деньги, шантажируя владельца аккаунта;
  • рассылать спам-сообщения с адреса взломанной электронной почты.

Более подробная информация — в статье «Выманивание денег с помощью электронной почты».

Угрозы электронной почты

Использование электронной почты без соблюдения определенных мер безопасности может угрожать безопасности вашего компьютера и тем самым нанести вред вам.

Вредоносное программное обеспечение

Письма, приходящие по электронной почте, могут содержать вредоносные файлы или ссылки, ведущие на зараженные сайты. При открытии такого файла или переходе по ссылке вирус попадает на компьютер пользователя.

Для защиты компьютера от заражения вирусом необходимо:

  • установить на компьютер средство антивирусной защиты и регулярно обновлять антивирусные базы,
  • регулярно обновлять ОС и ПО, установленные на компьютере,
  • не переходить по ссылкам из подозрительных писем,
  • не открывать письма с вложениями, полученные от неизвестных отправителей.

Подбор пароля

Злоумышленник может попытаться угадать пароль от электронной почты путем перебора наиболее часто встречающихся комбинаций, например 123, qwerty, p@ssw0rd. Пароли, состоящие из фамилии, даты рождения, номера телефона также могут быть легко угаданы. Подобрав пароль, злоумышленник получает полный доступ к почте жертвы.

Чтобы оградить свою электронную почту от рук злоумышленника, рекомендуется:

Создать сложный пароль
Создать сложный пароль, который будет трудно угадать. Придумывая сложный пароль можно руководствоваться несколькими простыми правилами:
  • лучше всего использовать сочетание букв верхнего и нижнего регистров, цифр и специальных символов,
  • пароль не должен содержать даты, имена, номера телефонов,
  • пароль не должен повторять прошлые пароли,
  • нельзя использовать короткие пароли (менее 8 символов).
Менять пароли
Рекомендуется периодически менять пароль. Чем дольше пользователь не меняет пароль, тем больше времени он дает злоумышленнику на его подбор
Не хранить пароль на компьютере
Не хранить пароль на компьютере, никому его не сообщать. Зачастую пользователи записывают свои пароли в обычном текстовом файле и сохраняют на рабочий стол. Воспользовавшись таким файлом, злоумышленник легко получит доступ к аккаунтам пользователя.
Не использовать основной адрес электронной почты для регистрации на каких-либо ресурсах
Для случаев, когда при регистрации на сайтах (форумы, соцсети, игровые порталы и т. п.) требуется указать адрес электронной почты, рекомендуется завести для этой цели отдельный почтовый ящик.
Придумать разные пароли для разных сайтов
Пароль от электронной почты не должен совпадать с паролями в соцсетях. Если для нескольких ресурсов используется один и тот же пароль, злоумышленник, подобрав пароль к одному ресурсу, легко получает доступ к остальным.
Указать контрольный вопрос и номер телефона для восстановления пароля электронной почты
Это помешает злоумышленнику самому «восстановить пароль». При восстановлении пароля с использованием номера мобильного телефона на него будет отправлено SMS-сообщение с кодом подтверждения.

Подбор ответа на контрольный вопрос

Для восстановления пароля электронной почты рекомендуется выбрать контрольный вопрос и задать для него ответ. Однако стоит помнить, что если ответ на контрольный вопрос будет очевидным, то злоумышленник сможет легко его угадать.

Рекомендуется использовать уникальный вопрос и легко запоминающийся ответ, который будете знать только вы и который трудно угадать.

Социальная инженерия, фишинг

По электронной почте могут приходить письма, якобы от лица администратора соцсети или от сотрудников банка — с просьбой прислать свои логин и пароль, например якобы для восстановления после сбоя базы данных, или с просьбой перейти по ссылке для подтверждения адреса электронной почты. Зачастую, перейдя по ссылке, можно обнаружить запрос на ввод данных (пароля, логина, номера банковской карты и т. п.). При этом страница сайта внешне может быть похожа на ресурс, которым вы привыкли пользоваться (соцсеть, интернет-банкинг). Однако если обратить внимание на адрес такой страницы, то можно заметить, что он незначительно отличается от оригинального, например вместо «о» может стоять «0».

Как только запрашиваемые данные будут введены на такой лжестранице, они сразу же попадут в руки злоумышленника, который сможет воспользоваться ими в своих корыстных целях.

Для того чтобы этого избежать, необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:

Не отвечайте на письма от неизвестных отправителей
Ответив на такое письмо, вы подтвердите действительность своего электронного адреса и тем самым дадите знать злоумышленнику, что этот адрес можно использовать для дальнейших атак.
Не переходите по ссылкам, содержащимся в письмах
Не переходите по ссылкам, содержащимся в письмах от неизвестных отправителей. Ссылки в письме могут вести на зараженный сайт, на котором безопасность вашего компьютера подвергнется угрозе.

Не сообщайте приватную информацию, запрашиваемую в письмах, приходящих по электронной почте.

Более подробная информация — в статье «Фишинг: кража паролей».

Общий доступ к электронной почте

Не рекомендуется сообщать пароль от почты кому бы то ни было. Если в какой-то момент вам пришлось предоставить друзьям или коллегам доступ к своему электронному ящику или если у вас возникло подозрение, что кто-то посторонний узнал ваш пароль, — необходимо как можно скорее его сменить.

Перехват пароля по открытым Wi-Fi-сетям

При подключении к незащищенным точкам доступа передаваемые данные не шифруются, поэтому злоумышленник может перехватить их при помощи ноутбука с Wi-Fi-адаптером. Используя специальную программу для «прослушивания», злоумышленник сможет увидеть все данные, передаваемые по такой сети, в частности пароль от электронной почты.

Для того чтобы обезопасить себя от перехвата паролей рекомендуется:

  • не пользоваться открытыми Wi-Fi-сетями для доступа к электронной почте, соцсетям и прочим ресурсам, требующим ввода пароля;
  • использовать VPN при подключении к открытым точкам доступа Wi-Fi;
  • отключить общий доступ к файлам на устройстве.

Более подробная информация — в статье «Безопасность беспроводных технологий».

Взлом почтового ящика

Скорее всего, ваш почтовый ящик взломали, если:

  • не удается войти в электронную почту (пароль не подходит);
  • вам сообщили, что с вашего адреса приходят письма, которых вы не отправляли (или в папке «Отправленные» появились такие подозрительные письма);
  • исчезли письма, которых вы не удаляли;
  • письма, которых вы не читали, помечены как прочитанные;
  • установлен пароль на папку «Входящие».

В этом случае необходимо:

  • проверить компьютер на вирусы;
  • попробовать восстановить пароль по секретному вопросу, с помощью дополнительного адреса или номера мобильного телефона (если это удастся, нужно немедленно сменить пароль и секретный вопрос);
  • обратиться в службу поддержки и сообщить о проблеме.

Материалы по теме

Повышение уровня безопасности локальной вычислительной сети Выманивание денег с помощью электронной почты (scam)