Выманивание денег с помощью электронной почты (scam)
С распространением электронной почты выманивание у жертвы денег злоумышленником приняло более масштабные формы. Содержание подобных писем может быть самым разным. Приведем лишь несколько распространенных схем.
В чем опасность
Каким бы ни было содержание такого рода посланий, цель у них одна — выманить у жертвы деньги под тем или иным предлогом. Желательно — не один раз. При этом речь непременно пойдет о таком способе перевода денег, при котором вернуть их обратно будет попросту невозможно.
Несмотря на то что об этих мошеннических схемах широкая общественность давно и неплохо осведомлена, то и дело находятся люди, попадающиеся на удочку злоумышленников. Известны случаи, когда люди в несколько приемов расставались с десятками и даже сотнями тысяч долларов, прежде чем понимали, что их обманывают.
Как уберечься
Есть несколько простых правил, позволяющих отличить мошенников:
- Чаще всего отправитель таких писем вам неизвестен. Безусловно, знакомство с новыми людьми может быть полезным. Однако следует обращать внимание на то, каким образом незнакомец пытается наладить контакт.В подавляющем большинстве случаев злоумышленники рассылают огромное количество совершенно одинаковых писем, используя базу адресов электронной почты, в надежде, что из миллиона сработает хотя бы одно. Зачастую международные мошенники используют автоматические переводчики: в этом случае обман легко распознать по неестественному языку:
-
Даже если письмо написано хорошим русским языком, в нем все равно не будет деталей, сколько-нибудь конкретно характеризующих получателя (имя и фамилия не в счет, они попадают к спамерам вместе с адресом почты). Зато, скорее всего, будет неприкрытая лесть, при помощи которой мошенники рассчитывают войти к вам в доверие. Вот как может начинаться письмо такого рода:«Позвольте мне сообщить вам о моем желании вступить с вами в деловые отношения. Из тех крупиц информации, что мне удалось собрать к настоящему моменту в процессе поиска делового партнера, я пришла к уверенности, что вы респектабельный и надежный человек, с которым можно вести дела, и что касается доверия, я без колебаний могу рассчитывать на вас в этом простом и честном бизнесе».
- Если письмо приходит от имени известной крупной организации, имеет смысл внимательно проверить адрес отправителя: совпадает ли он с официальными контактами (которые можно найти на официальном сайте организации). Стоит также проверить данную организацию по существующим базам данных.
-
Определенная сложность может возникнуть, когда сообщение отправлено от имени человека, лично вам знакомого. Поначалу это может сбить с толку. Тем не менее, как только речь заходит о деньгах, следует насторожиться и проверить, действительно ли вы общаетесь со знакомым или же это мошенник, который украл чужой почтовый аккаунт. То же самое касается текстовых сообщений через ICQ, Skype, социальные сети.В первую очередь стоит проверить личность отправителя каким-то сторонним способом, например по известному вам номеру телефона. Также вас должны насторожить необычные для вашего знакомого стилевые обороты, грамматические или орфографические ошибки. В любом случае, помогать деньгами следует лишь тогда, когда вы полностью уверены в том, что имеете дело с другом или родственником, попавшим в беду.
- Если вы поняли, что письмо пришло от мошенника, лучше не вступать с ним в переписку. Некоторые сознательно нарушают это правило, полагая, что они хитрее жулика и поэтому могут «обыграть» его. Однако помните, что в переписку вы вступаете на свой страх и риск. Мошенник может иметь много разных техник в своем арсенале. Например, по IP-адресу в вашем ответном письме он может вычислить ваше местоположение с точностью до дома — и использовать это в последующих атаках.
Если вы уже стали жертвой злоумышленников
Если вы уже отправили мошеннику деньги, то почти наверняка сделали это при помощи электронного перевода, ибо именно такой способ оплаты предпочитают злоумышленники. Чаще всего деньги отправляются быстро и безвозвратно.
Однако в некоторых случаях платежная система может вернуть вам деньги. Поэтому есть смысл как можно быстрее обратиться в службу поддержки платежной системы и подробно описать им вашу ситуацию. Кроме того, так вы поможете платежной системе предотвратить подобные мошенничества в будущем.
Аналогично стоит проинформировать службу поддержки почтового сервиса о недобросовестной рассылке. В некоторых сервисах для этого существуют специальные кнопки «Спам» или «Пожаловаться».