Расширенный

Расширенный поиск

Автор

Статьи

Рекомендации по поведению в сети Интернет

26.01.2015 10:17:13
Рекомендации по поведению в сети Интернет
В каждом обществе есть устоявшийся набор принятых правил поведения, соблюдение которых позволяет приобрести уважение членов этого сообщества. Интернет является средой, представляющей прекрасный способ находить по всему миру единомышленников и людей с похожими интересами, получать нужную, важную или просто интересную информацию в любое время суток. 

Содержание статьи:

С каждым днем все больше людей открывают для себя виртуальное пространство, получая безграничные возможности для общения, поиска информации и обсуждения мыслей и впечатлений. Тем не менее, чтобы сделать Интернет действительно незаменимым помощником в достижении ваших целей и достичь взаимопонимания с другими пользователями сети, нужно понимать, как в ней принято общаться. Существуют специальные пособия по сетевому этикету, и одним из самых известных является книга Netiquette (в переводе с английского net и etiquette означают «сеть» и «этикет») авторства Вирджинии Ши, выпущенная в 1994 году [1]. Рекомендуемые правила поведения в Интернете очень похожи на соответствующие нормы в реальной жизни. В первую очередь, они основаны на здравом смысле. Важно отметить, что соблюдение этих норм вовсе не является обязательным и не контролируется юридически, но существенно облегчает жизнь пользователей, делая общение в Интернете приятным и полезным. Сетевой этикет является своеобразным мостиком между собеседниками, который помогает наладить контакты с другими пользователями.

Как стать приятным онлайн-собеседником

Основной принцип взаимодействия в Интернете – уважение к взглядам, чувствам и времени собеседника. Слова, сказанные в сети, не остаются незамеченными и оказывают влияние на людей. Важно помнить о том, что собеседником в Интернете всегда является конкретный человек, поэтому не стоит говорить в сети того, что вы не стали бы говорить в лицо, ведь ваше сообщение может задеть чьи-то чувства. Выбирайте такой способ общения, который был бы приятен и вам. Обращаясь к незнакомому человеку в сети, ставьте себя на его место.

Правила хорошего тона

Старайтесь не затягивать с ответом
Старайтесь не затягивать с ответом, получив письмо или сообщение. В случае, когда нет возможности сразу ответить на поступившее сообщение, следует отправить пару строк с подтверждением получения и обозначением сроков, в которые вы сможете дать подробный ответ. Любому человеку приятно понимать, что его послание не осталось незамеченным в виртуальном пространстве. При этом не ждите мгновенного ответа на свои письма. Дайте адресату время увидеть, прочитать, осмыслить ваше послание и составить ответ.
Используйте смайлики
Используйте смайликиспециальные символы, помогающие выразить интонацию и эмоции. Они заменяют мимику и жесты, которые мы используем при общении в реальной жизни. При этом не стоит перегружать текст символами. Кроме того, нужно помнить о том, что использовать смайлики в официальной деловой переписке недопустимо, поскольку это является признаком фамильярности.
Уважайте чужую точку зрения
Уважайте чужую точку зрения и помните о том, что мнение другого человека может отличаться от вашего. Сохраняйте вежливый и спокойный тон, отстаивая свою позицию.
Пишите коротко и по делу
Пишите коротко и по делу, особенно в чатах и на форумах – уважайте чужое время.
Уважайте личное пространство
Ни в коем случае не публикуйте авторские материалы без разрешения авторов. Не распространяйте личную информацию других людей (адреса, телефоны, фотографии, даты рождения, имена детей и пр.) без их разрешения. Не цитируйте и не пересылайте личную переписку без разрешения автора, а также думайте о том, что вы пишете или выкладываете в сеть. Фотография, которая кажется вам забавной, выложенная, например, в социальной сети, может нанести урон репутации человека, который на ней изображен. Помните о том, что сегодня все больше учебных заведений и компаний собирают информацию о кандидате в социальных сетях, прежде чем сделать предложение о приеме на работу или учебу.
Старайтесь писать грамотно
Старайтесь писать грамотно, ведь читать хорошо написанные тексты легче и приятнее.
Помогайте новичкам!
Будьте терпеливы и снисходительны к людям, которые лишь недавно начали пользоваться Интернетом. Вспомните, вы ведь тоже когда-то делали первые шаги в виртуальном пространстве и наверняка точно так же нуждались в советах.
Начинайте знакомство с чатом или форумом с раздела «Правила поведения»
Начинайте знакомство с чатом или форумом с раздела «Правила поведения» и/или «Ответы на часто задаваемые вопросы» (Frequently Asked Questions). Прежде чем вступать в беседу, стоит внимательно почитать темы, понять структуру и стиль общения, принятый в данном конкретном сообществе.
Старайтесь не засорять Интернет
Старайтесь не засорять Интернет бесполезными массовыми рассылками, такими как письма счастья, анекдоты, комиксы и т.п.
Избегайте грубых, невежливых, неприличных выражений.

Безопасность в сети Интернет

Всегда помните о том, что ответственность за сохранность конфиденциальных данных лежит на пользователях, поскольку законодательные нормы, направленные на борьбу с интернет-мошенниками, все еще несовершенны и не гарантируют стопроцентной защиты. С развитием информационных технологий злоумышленники изобретают все более хитроумные методы по извлечению из сети важной для совершения преступлений информации, краже паролей, проникновению в электронные почтовые ящики и личные кабинеты. Вывод очевиден: чем меньше личной информации находится в сети, тем меньше вероятность стать жертвой мошенников. Не следует публиковать данные, которые позволят вычислить адрес, номер мобильного телефона, паспортные данные и любые другие персональные данные.

Кроме того, рекомендуется крайне осторожно открывать письма и сообщения от незнакомых пользователей и вложенные файлы в таких письмах, а также переходить по сомнительным ссылкам. Часто это оказываются вирусы, которые заражают компьютер и делают невозможной работу на нем.

Как писать письма и сообщения в сети

Правило номер один: при печати сообщений избегайте использования клавиши CapsLock и большого количества вопросительных и восклицательных знаков. СООБЩЕНИЯ, НАПИСАННЫЕ ТАКИМ ОБРАЗОМ!!!!!!!!!, приравниваются к крику в реальной жизни и показывают неуважение пишущего к собеседнику. Мало кому захочется продолжать разговор, который идет на повышенных тонах.

Старайтесь не допускать грамматических и орфографических ошибок, грамотно и логично выстраивать предложения. Не забывайте начинать предложение с прописной буквы и завершать точкой. Текст, написанный одними строчными буквами без точек и других знаков препинания, трудно читать. Избегайте излишних выделений текста цветом, использования нестандартных шрифтов, картинок и т.д. Это затрудняет восприятие информации.

Конечно, далеко не все владеют языком на уровне, позволяющем избежать опечаток и ошибок, поэтому не будет лишним несколько раз проверить и перепроверить написанное, прежде чем нажимать кнопку «отправить» или «опубликовать». В помощь сомневающимся разработаны специальные программы – автоматические корректоры текстов. Если ошибку делает кто-то другой, то лучше воздержаться от указания на нее, но если ошибок становится слишком много, то можно отдельно написать автору мягкое, вежливое письмо с просьбой более внимательно выверять тексты. Ни в коем случае не стоит читать нотации в открытом доступе, там, где ваше сообщение могут увидеть многие, ведь мало кому нравится прилюдная критика.

Структура делового письма

Обозначайте тему сообщения
Кратко описывайте тему сообщения в специальном разделе «Тема» (Subject), чтобы дать возможность адресату сразу понять, о чем пойдет речь, найти сообщение при необходимости среди множества других, а также не принять письмо за спам.
Приветствие
Начинайте сообщение с приветствия и обязательно ставьте подпись в конце сообщения, ведь, как и в обычной жизни, людям нужно понимать, с кем они разговаривают. Чтобы электронное письмо носило официальный характер, рекомендуется использовать следующую формулу обращения:«Добрый день, уважаемый (уважаемая) + имя отчество адресата». После этой фразы нужно изложить основную мысль послания. Если адресатом является неизвестное лицо, например, в случае обращения в службу технической поддержки, можно начать его так: «Уважаемые сотрудники название магазина».
Объем электронного письма
Электронное письмо должно быть значительно короче, чем написанное на бумаге. Если необходимо переслать важную информацию большого объема, лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения. Люди не склонны читать длинные послания, старайтесь укладывать свои мысли в емкие, лаконичные, содержательные сообщения. Это касается любого вида общения в Интернете: электронных писем, общения в чатах, форумах, социальных сетях и др.
Цитирование
Под цитированием подразумевается приведение в сообщении фрагментов исходного текста с целью восстановления сути содержания. В большинстве почтовых программ цитируемый фрагмент выделяется знаком «больше» (>). Если электронное сообщение является ответом на деловое письмо, то предыдущий текст принято оставлять без изменений, а ответ печатать сверху.
Прощание
Варианты: «С уважением/ С наилучшими пожеланиями».
Личная подпись с указанием контактов
Подпись необходима для идентификации отправителя и включает в себя ФИО, должность, телефоны, по которым можно связаться с отправителем, факс (если есть), адрес электронной почты и, при необходимости, ссылку на сайт компании и логотип. Желательно, чтобы электронная подпись не превышала 5-6 строк, а количество символов в строке – 70-ти.
Обдуманно подходите к составлению списка адресатов
При отправке письма или сообщения хорошо подумайте, ставить ли кого-то в копию, ведь отправляя одно письмо одновременно многим незнакомым между собой людям, вы тем самым невзначай выдаете чужие электронные адреса, то есть личную информацию. В связи с этим, важно понимать, не станет ли участие в массовой рассылке неприятным сюрпризом для кого-то из адресатов.
Успехов в освоении виртуального пространства! В случае сомнений помните, что ваш собеседник не компьютер, а живой человек, и исходите из соображений этики и здравого смысла.


[1] «Netiquette». Virginia Shea, 1994 г.