Не остаться с носом: покупки в интернет-магазинах без риска
Введение
Покупки через интернет — это удобно: можно легко найти выгодные цены, заказать и получить товар, не выходя из дома. Популярностью пользуются даже крупные покупки: клиенты автосалонов без личного визита покупают новые машины, и даже онлайн-покупка недвижимости у известных застройщиков стала реальностью. Но есть и минусы: товар нельзя покрутить в руках, доставка может затянуться, а в посылке обнаружится совсем не то, что было заказано.
В самых худших случаях можно столкнуться с недобросовестным продавцом или мошенниками, которые охотятся за вашими данными и денежными средствами. Статистика МВД России наглядно показывает: каждое четвёртое преступление в России совершается с использованием IT-технологий. И немалую долю среди них занимают схемы с поддельными интернет-магазинами — о задержании организаторов и блокировке сайтов которых регулярно отчитываются правоохранительные органы.
Что нужно знать, чтобы совершать покупки комфортно и безопасно? Как выбрать надежный интернет-магазин и качественный товар? Как уберечься от злоумышленников? Оградить себя от потери денег, ошибочного выбора или некачественных товаров поможет наша статья.
Как выбрать надёжный интернет-магазин
Крупные торговые сети часто имеют свой интернет-магазин — покупать там достаточно надёжно и безопасно. Известные поставщики следят за своей репутацией и не будут обманывать покупателя из-за нескольких сотен или тысяч рублей. Задача покупателя в этом случае — найти официальный сайт сети или бренда.
Переходя по ссылке из поисковика, обратите внимание на адрес в строке браузера: не должно быть ошибок в написании названия бренда, например, лишних или пропущенных букв. Начало адресной строки должно начинаться с https и иметь слева знак замочка. Это значит, что сайт использует протокол с защищённым соединением, чтобы не допустить перехват пользовательских данных. Хороший признак, если сайт имеет отметку соответствия стандартам безопасности платёжных систем, например, Mir Accept. Если браузер покажет сообщение об использовании защищённого SSL-соединения или технологии 3D Secure, то это также признак того, что вы на подлинном сайте, и ваши платёжные данные будут в безопасности.
Сайт любого магазина обязательно должен содержать контакты продавца: полное наименование компании, адрес и телефон для связи. Адрес и телефон организации можно проверить на Яндекс.Картах или 2GIS. Если продавец не отвечает по указанной электронной почте или телефону, это может указывать на возможность будущих проблем с сервисом, если вам понадобится вернуть или обменять товары.
Обратите внимание на цены: слишком большая разница в цене со средней по рынку может указывать на поддельный товар или мошенничество. Сравнить стоимость в разных магазинах можно через сайты-агрегаторы. Множество всплывающих окон и обещаний скидок «только сегодня» — тоже повод насторожиться. Злоумышленники таким образом часто давят на потенциальных покупателей, заставляя забыть об осторожности и поскорее ввести свои персональные и платёжные данные, которые затем можно будет перепродать или использовать для хищения денежных средств. В спешке оплатив товар, вы просто переведёте деньги «продавцу», который и не подумает отправлять товар со склада. Скорее всего, товара у него даже и нет, а фотографии и отзывы «довольных покупателей» скопированы с сайтов других онлайн-магазинов.
Чтобы выяснить репутацию незнакомой площадки, можно поискать о ней отзывы в интернете. Однако не всем из них стоит доверять: наличие множества восторженных однотипных отзывов, даже если они написаны от лица разных людей, может свидетельствовать о работе профессиональных копирайтеров.
Оформление заказа
Узнайте все условия оплаты, доставки и возврата прежде, чем нажимать красивую кнопку «купить в один клик». Некоторые продавцы специально занижают исходную цену, но включают различные дополнительные сборы за конкретный способ оплаты, за упаковку, доставку, отслеживание товара, почтовые затраты при возврате и т. д.
Для безопасной онлайн-оплаты лучше завести отдельную карту — сегодня многие банки предлагают бесплатный выпуск дополнительных физических или виртуальных карт. На такую карту переводите конкретную сумму, необходимую для покупки. Таким образом, даже если данные карты попадут к мошенникам, они не смогут снять с неё слишком много денег.
Двухфакторная аутентификация также поможет защитить транзакции. Подключите подтверждение оплаты с помощью СМС-кода или PUSH-уведомления в приложении банка и внимательно проверяйте сумму, которую предлагается списать, а также получателя — они должны совпадать с тем, что отображается в данных платежа. Запомните, что надёжные интернет-магазины никогда не просят перевести оплату на личный счет физического лица, электронные кошельки, номер мобильного телефона и не попросят сообщить им PIN-код вашей карты. Если сайт предлагает только один вариант оплаты и требует полную оплату для формирования заказа, это повод насторожиться.
Если сразу после завершения покупки сотрудники магазина не связываются с вами и не отвечают на звонки, либо вы заметили ещё какие-то подозрительные признаки, скорее свяжитесь со службой поддержки своего банка. Сообщите о подозрении на мошенничество, и, если ещё не поздно, сотрудники банка успеют заблокировать платёж. Если вы уверены, что произошло мошенничество, необходимо заявить об этом в МВД России. Оставить обращение можно лично в ближайшем отделении полиции, позвонив на горячую линию МВД России по номеру 8-800-222-74-47, или через онлайн-приёмную.
Самый безопасный вариант — оплата наличными или картой при получении, но в этом случае не забудьте взять у курьера чек или товарную накладную. Сохраните данные о покупке: дату и номер заказа, подтверждение оплаты. Сделайте скриншот страницы или проверьте, что подтверждение заказа пришло на вашу электронную почту — эта информация будет вам полезна в случае разногласий с продавцом. Электронный чек в вашем почтовом ящике имеет ту же юридическую силу, что и бумажный из обычного магазина.
Когда покупку приносит курьер, следует сразу проверить что с заказом всё в порядке, а если товар вас не устраивает — отказаться от покупки. Не пожалейте нескольких минут на то, чтобы вскрыть упаковку и проверить товар, даже если курьер убеждает вас, что ему нужно везти другие заказы, или что он не сможет принять назад распакованный товар. Если заказ был оплачен онлайн, у вас сохраняется право обменять товар или вернуть деньги на карту. Вернуть неподходящий товар можно в течение 7 дней. Отношения интернет-магазинов и покупателя прописаны в законе «О защите прав потребителя» в статье 26.1, на которую можно ссылаться в случае разногласий с продавцом.
Сохраняйте бдительность и следуйте этим простым правилам, и тогда онлайн-покупки будут безопасными, выгодными и не приведут к неожиданным огорчениям.
Рекомендации
- Выбирайте известные и проверенные интернет-магазины, проверяйте подлинность адреса сайта.
- До покупки выясните информацию о продавце, ни в коем случае не спешите с оформлением заказа.
- Оплачивайте заказ наличными при получении или отдельной банковской картой с лимитом средств.
- В случае возникновения подозрений мошенничества, свяжитесь с банком и подайте заявление в полицию.
- Сохраняйте данные о вашем заказе и чек об оплате.
- Проверяйте посылку и товары при курьере.
Материалы по теме
Интернет-портал «Безопасность пользователей в сети Интернет»
admin@safe-surf.ru
https://safe-surf.ru
