Расширенный

Расширенный поиск

Автор

Статьи по теме: «Информационная безопасность»

Не остаться с носом: покупки в интернет-магазинах без риска

Не остаться с носом: покупки в интернет-магазинах без риска
Покупать через Интернет — это быстро и удобно: большой выбор товаров, привлекательные цены, к тому же не нужно тратить время на поездки по магазинам. Однако при дистанционных покупках высок риск стать жертвой мошенников и, как минимум, получить некачественный товар или даже потерять все деньги на банковском счету. Как убедиться в надёжности интернет-магазина, на что обратить внимание при оформлении заказа и как оплатить покупки с минимальными рисками — расскажем в этой статье.

Введение

Покупки через интернет — это удобно: можно легко найти выгодные цены, заказать и получить товар, не выходя из дома. Популярностью пользуются даже крупные покупки: клиенты автосалонов без личного визита покупают новые машины, и даже онлайн-покупка недвижимости у известных застройщиков стала реальностью. Но есть и минусы: товар нельзя покрутить в руках, доставка может затянуться, а в посылке обнаружится совсем не то, что было заказано.

В самых худших случаях можно столкнуться с недобросовестным продавцом или мошенниками, которые охотятся за вашими данными и денежными средствами. Статистика МВД России наглядно показывает: каждое четвёртое преступление в России совершается с использованием IT-технологий. И немалую долю среди них занимают схемы с поддельными интернет-магазинами — о задержании организаторов и блокировке сайтов которых регулярно отчитываются правоохранительные органы.

Что нужно знать, чтобы совершать покупки комфортно и безопасно? Как выбрать надежный интернет-магазин и качественный товар? Как уберечься от злоумышленников? Оградить себя от потери денег, ошибочного выбора или некачественных товаров поможет наша статья.

Как выбрать надёжный интернет-магазин

Крупные торговые сети часто имеют свой интернет-магазин — покупать там достаточно надёжно и безопасно. Известные поставщики следят за своей репутацией и не будут обманывать покупателя из-за нескольких сотен или тысяч рублей. Задача покупателя в этом случае — найти официальный сайт сети или бренда.

Переходя по ссылке из поисковика, обратите внимание на адрес в строке браузера: не должно быть ошибок в написании названия бренда, например, лишних или пропущенных букв. Начало адресной строки должно начинаться с https и иметь слева знак замочка. Это значит, что сайт использует протокол с защищённым соединением, чтобы не допустить перехват пользовательских данных. Хороший признак, если сайт имеет отметку соответствия стандартам безопасности платёжных систем, например, Mir Accept. Если браузер покажет сообщение об использовании защищённого SSL-соединения или технологии 3D Secure, то это также признак того, что вы на подлинном сайте, и ваши платёжные данные будут в безопасности.

Сайт любого магазина обязательно должен содержать контакты продавца: полное наименование компании, адрес и телефон для связи. Адрес и телефон организации можно проверить на Яндекс.Картах или 2GIS. Если продавец не отвечает по указанной электронной почте или телефону, это может указывать на возможность будущих проблем с сервисом, если вам понадобится вернуть или обменять товары.

Обратите внимание на цены: слишком большая разница в цене со средней по рынку может указывать на поддельный товар или мошенничество. Сравнить стоимость в разных магазинах можно через сайты-агрегаторы. Множество всплывающих окон и обещаний скидок «только сегодня» — тоже повод насторожиться. Злоумышленники таким образом часто давят на потенциальных покупателей, заставляя забыть об осторожности и поскорее ввести свои персональные и платёжные данные, которые затем можно будет перепродать или использовать для хищения денежных средств. В спешке оплатив товар, вы просто переведёте деньги «продавцу», который и не подумает отправлять товар со склада. Скорее всего, товара у него даже и нет, а фотографии и отзывы «довольных покупателей» скопированы с сайтов других онлайн-магазинов.

Чтобы выяснить репутацию незнакомой площадки, можно поискать о ней отзывы в интернете. Однако не всем из них стоит доверять: наличие множества восторженных однотипных отзывов, даже если они написаны от лица разных людей, может свидетельствовать о работе профессиональных копирайтеров.

Оформление заказа

Узнайте все условия оплаты, доставки и возврата прежде, чем нажимать красивую кнопку «купить в один клик». Некоторые продавцы специально занижают исходную цену, но включают различные дополнительные сборы за конкретный способ оплаты, за упаковку, доставку, отслеживание товара, почтовые затраты при возврате и т. д.

Для безопасной онлайн-оплаты лучше завести отдельную карту — сегодня многие банки предлагают бесплатный выпуск дополнительных физических или виртуальных карт. На такую карту переводите конкретную сумму, необходимую для покупки. Таким образом, даже если данные карты попадут к мошенникам, они не смогут снять с неё слишком много денег.

Двухфакторная аутентификация также поможет защитить транзакции. Подключите подтверждение оплаты с помощью СМС-кода или PUSH-уведомления в приложении банка и внимательно проверяйте сумму, которую предлагается списать, а также получателя — они должны совпадать с тем, что отображается в данных платежа. Запомните, что надёжные интернет-магазины никогда не просят перевести оплату на личный счет физического лица, электронные кошельки, номер мобильного телефона и не попросят сообщить им PIN-код вашей карты. Если сайт предлагает только один вариант оплаты и требует полную оплату для формирования заказа, это повод насторожиться.

Если сразу после завершения покупки сотрудники магазина не связываются с вами и не отвечают на звонки, либо вы заметили ещё какие-то подозрительные признаки, скорее свяжитесь со службой поддержки своего банка. Сообщите о подозрении на мошенничество, и, если ещё не поздно, сотрудники банка успеют заблокировать платёж. Если вы уверены, что произошло мошенничество, необходимо заявить об этом в МВД России. Оставить обращение можно лично в ближайшем отделении полиции, позвонив на горячую линию МВД России по номеру 8-800-222-74-47, или через онлайн-приёмную.

Самый безопасный вариант — оплата наличными или картой при получении, но в этом случае не забудьте взять у курьера чек или товарную накладную. Сохраните данные о покупке: дату и номер заказа, подтверждение оплаты. Сделайте скриншот страницы или проверьте, что подтверждение заказа пришло на вашу электронную почту — эта информация будет вам полезна в случае разногласий с продавцом. Электронный чек в вашем почтовом ящике имеет ту же юридическую силу, что и бумажный из обычного магазина.

Когда покупку приносит курьер, следует сразу проверить что с заказом всё в порядке, а если товар вас не устраивает — отказаться от покупки. Не пожалейте нескольких минут на то, чтобы вскрыть упаковку и проверить товар, даже если курьер убеждает вас, что ему нужно везти другие заказы, или что он не сможет принять назад распакованный товар. Если заказ был оплачен онлайн, у вас сохраняется право обменять товар или вернуть деньги на карту. Вернуть неподходящий товар можно в течение 7 дней. Отношения интернет-магазинов и покупателя прописаны в законе «О защите прав потребителя» в статье 26.1, на которую можно ссылаться в случае разногласий с продавцом.

Сохраняйте бдительность и следуйте этим простым правилам, и тогда онлайн-покупки будут безопасными, выгодными и не приведут к неожиданным огорчениям.

Рекомендации

  • Выбирайте известные и проверенные интернет-магазины, проверяйте подлинность адреса сайта.
  • До покупки выясните информацию о продавце, ни в коем случае не спешите с оформлением заказа.
  • Оплачивайте заказ наличными при получении или отдельной банковской картой с лимитом средств.
  • В случае возникновения подозрений мошенничества, свяжитесь с банком и подайте заявление в полицию.
  • Сохраняйте данные о вашем заказе и чек об оплате.
  • Проверяйте посылку и товары при курьере.