Моделирование угроз на основе сценариев или Как Cyber Kill Chain и ATT&CK помогают анализировать угрозы ИБ
Введение
В последние годы ФСТЭК России последовательно отменяет устаревшие руководящие документы Гостехкомиссии России, в которых для обеспечения безопасности информационных систем требовалось выполнить фиксированный набор требований безопасности. Новые нормативные требования фактически обязывают операторов информационных систем самостоятельно формулировать требования безопасности с учетом специфики защищаемого объекта. Основным инструментом для этого является анализ угроз и, к сожалению, методики проведения такого анализа в нормативной базе описаны крайне скупо.Одним из наиболее эффективных приемов анализа угроз является моделирование сценариев реализации угроз с построением графов атак, который в англоязычных источниках получил название «Cyber Kill Chain».
Регламентирование в российской нормативной базе деятельности по анализу угроз
Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных». Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 N 31 «Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды». Приказ ФСТЭК России от 25.12.2017 N 239 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».Методический документ «Меры защиты информации в государственных информационных системах» для приказов ФСТЭК №17 и №21. Аналогичный документ разрабатывается для приказов ФСТЭК №31 и №239.
Определена как базовая мера защиты во всех четырех упомянутых выше приказах ФСТЭК.
- выявление источников угроз и оценку возможностей нарушителей;
- анализ возможных уязвимостей информационной системы и отдельных ее компонентов;
- определение возможных способов (сценариев) реализации угроз безопасности информации;
- оценку возможных последствий от реализации угроз.
При этом в качестве исходных данных для анализа угроз следует использовать банк данных угроз безопасности ФСТЭК и руководствоваться методическими документами ФСТЭК России.
Раздел «Угрозы» Банка данных угроз и уязвимостей ФСТЭК России содержит описания более 200 видов угроз. Описания довольно краткие (см. пример на рисунке 1), и самое главное – большинство угроз сформулированы в терминах воздействия на отдельный компонент информационной системы. Без дополнительного анализа по такому описанию невозможно сделать вывод о последствиях воздействия для функционирования информационной системы и для безопасности обрабатываемой в ней информации.
Аналогичный документ, рекомендованный для применения в критических информационной инфраструктуре, является документом ограниченного распространения и в настоящей статье не рассматривается.
«Угроза», «способ», «сценарий»
Основной задачей системы информационной безопасности, когда речь идет об организации, является обеспечение нормального функционирования организации. Это особенно хорошо видно в нормативных документах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры: нарушения критических процессов (информационных, технологических, управленческих и т.п.) организации и последствия этих нарушений определяют категорию значимости информационной системы, используемой в этих процессах, а категория значимости – состав мер защиты. При этом угрозы функционированию организации и основным процессам ее деятельности могут быть реализованы воздействием на информацию в процессе ее обработки, хранения или передачи, то есть реализацией угроз безопасности информации. Таким образом, регулятор задал определенную последовательность действий, включающих в себя анализ угроз:- определяем угрозы критическим процессам и возможные последствия их реализации;
- исходя из этого определяем класс защищенности или категорию значимости, на их основе определяем базовый набор мер безопасности;
- проводим анализ угроз безопасности информации, реализация которых может привести к реализации угроз критическим процессам;
- на основании результатов анализа определяем особенности реализации базового набора мер безопасности и включаем в него дополнительные меры.
На практике специалисты органов власти и субъекты критической информационной инфраструктуры часто декларируют иной подход, который кажется им более простым:
- выбираем из БДУ и методических документов ФСТЭК все описанные угрозы безопасности информации и оцениваем, актуальны ли они для каких-либо компонентов информационной системы;
- если угроза безопасности информации актуальна для какого-либо компонента информационной системы, оцениваем, к каким последствиям для критических процессов она может привести.
Подробнее см. в постановлении девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2016 г. по делу №А40-209112/2015
- внедрение вредоносной программы в атакуемую инфраструктуру с применением методов социальной инженерии («УБИ.186: Угроза внедрения вредоносного кода через рекламу, сервисы и контент» – наиболее близкая по смыслу к рассылке инфицированных сообщений электронной почты);
- загрузка на контролируемые узлы инфраструктуры инструментальных средств, необходимых для расширения атаки («УБИ.006: Угроза внедрения кода или данных»);
- анализ сетевого трафика, получение учетных записей и аутентификационных маркеров («УБИ.034: Угроза использования слабостей протоколов сетевого/локального обмена данными»);
- повышение привилегий до получения необходимых прав доступа – чаще всего атакующие стремятся получить административный доступ к контроллеру домена («УБИ.031: Угроза использования механизмов авторизации для повышения привилегий»);
- использование привилегированного доступа для выполнения нужных нарушителю действий («УБИ.063: Угроза некорректного использования функционала программного и аппаратного обеспечения»).
- угроза – возможность наступления неприемлемых негативных последствий для функционирования организации в результате целенаправленных действий нарушителя;
- сценарий угрозы – последовательность действий нарушителя, способная привести к реализации угрозы;
- угроза безопасности информации – способ выполнения нарушителем определенного действия в рамках сценария угрозы.
Сценарии Cyber Kill Chain
Чтобы упростить моделирование действий нарушителя, исследователи неоднократно пытались систематизировать известные сценарии атак и выделить основные ихСамо понятие «kill chain» (убийственная последовательность) заимствовано из сленга Корпуса морской пехоты США и означает типовую последовательность действий, приводящую к уничтожению противника (например, «find, fix, fight, finish» - «найти, обездвижить, атаковать, прикончить»), в более широком смысле – к достижению требуемого результата.
- разведка (reconnaissance), то есть сбор общедоступной информации об объекте атаки;
- подготовка инструментария, прежде всего – вредоносного ПО (weaponization), с учетом особенностей инфраструктуры объекта атаки;
- доставка (delivery) вредоносного ПО на атакуемый объект;
- внедрение вредоносного ПО с использованием уязвимостей (exploitation);
- использование внедренного вредоносного ПО для развертывания дополнительных инструментальных средств (installation), необходимых для развития атаки;
- использование внедренных инструментальных средств для удаленного доступа к инфраструктуре и получения контроля над ней (command and control);
- достижение целей нарушителя (actions on objective).
- она неплохо описывает проникновение нарушителя в инфраструктуру и закрепление в ней, но не позволяет прогнозировать действия нарушителя, направленные на получение контроля над инфраструктурой и достижение им конечных целей;
- в этой модели применение вредоносного ПО является ключевой возможностью нарушителя, что провоцирует ошибочный вывод о том, что защита должна ориентироваться прежде всего на применение антивирусных средств.
- Первичное проникновение (initial access) – получение нарушителем начального (хоть какого-то) доступа к информационной системе или сегменту сети, который в дальнейшем используется в качестве плацдарма для развития атаки.
- Выполнение (execution) необходимого нарушителю программного кода (инструментальных средств) на узле, к которому получен первичный доступ. Эта тактика может использоваться для внедрения вредоносного ПО, но не ограничивается им.
- Закрепление (persistance) – обеспечение инструментальным средствам нарушителя возможности постоянного присутствия на атакованном узле, в том числе – после принудительного завершения процесса, перезагрузки узла и т.п.
- Повышение привилегий (privilege escalation) – название тактики говорит само за себя.
- Противодействие защите (defense evasion) – защита инструментальных средств нарушителя от обнаружения или блокирования со стороны применяемых жертвой средств защиты.
- Авторизованный доступ (credential access) – получение нарушителем учетных записей легитимных пользователей или иной информации, необходимой для получения доступа к компонентам информационной инфраструктуры от имени легитимных пользователей, а также создание нарушителем собственных учетных записей, обладающих необходимыми привилегиями.
- Исследование (discovery) – сбор сведений об инфраструктуре, полезных для начала или развития атаки.
- Распространение (lateral movement) – получение начального доступа к компонентам информационной инфраструктуры, смежным с атакованным узлом.
- Сбор (collection) данных, которые могут как сами по себе являться целью действий нарушителя, так и способствовать дальнейшим действиям нарушителя (например, перехват клавиатурного ввода или изображения на экране компьютера).
- Удаленное управление (command and control) инструментальными средствами нарушителя.
- Эксфильтрация (exfiltration), то есть копирование данных за пределы атакованной информационной инфраструктуры, в том числе – с обходом средств противодействия.
- Причинение вреда (impact), в том числе – на промежуточных стадиях сценария для сокрытия следов или затруднения противодействия.
Применение ATT&CK для моделирования угроз
Обратной стороной детального описания техник в модели ATT&CK является невозможность ее использования для абстрактной информационной системы на стадии ее создания. Моделирование угроз на основе этой модели возможно только после того, как будут выбраны основные технические решения, а также на стадии оценки защищенности информационной системы для ее последующей модернизации. При моделировании угроз используется фиксированная модель нарушителя. Рассматриваемый нарушитель:- является высококлассным специалистом;
- обладает знанием и навыками применения всех техник ATT&CK;
- способен применять известные техники и их вариации;
- способен использовать инструментальные средства, имеющиеся в свободном доступе или свободной продаже;
- способен самостоятельно разрабатывать инструментальные средства, при условии, что принцип их действия известен;
- знает архитектуру программных и аппаратных средств, особенности их реализации и использования их функциональных возможностей на уровне разработчика, но в объеме, соответствующем документации, имеющейся в свободном доступе или предоставляемой пользователям.
- для внешнего нарушителя – нахождение вне периметра защиты, но с возможностью доступа к общедоступным интерфейсам исследуемой информационной системы и к интерфейсам ограниченного доступа с правами непривилегированного пользователя;
- для внутреннего нарушителя – нахождение в пользовательском сегменте локальной вычислительной сети с доступом только к интерфейсам исследуемой информационной системы, общедоступным для этого сегмента, в некоторых случаях – с возможностью доступа к компонентам информационной системы с правами непривилегированного пользователя.
- Для каждого объекта определяются применимые для него техники атаки в условиях отсутствия противодействия (например, в случае отсутствия средств защиты, их некорректной настройки и т.п.).
- Для каждой применимой техники определяются последствия ее успешного применения нарушителем, например, расширение возможностей доступа к рассматриваемым объектам или получение начального доступа к новым объектам. При этом новые объекты добавляются в область моделирования угроз, а для ранее рассмотренных объектов фиксируется получение нарушителем новых возможностей.
- Для каждой применимой техники также определяются меры защиты, необходимые для противодействия ее применению, и формируются или уточняются требования к ее реализации.
- Для каждой применимой техники также определяются следы, которые может оставить нарушитель при ее применении (сигнатуры применяемых инструментальных средств, характерные события или особенности сетевого трафика) – в дальнейшем они могут использоваться как индикаторы компрометации для регистрации атак.
- Если очередная итерация моделирования привела к расширению перечня объектов, к которым нарушитель условно получил доступ в ходе моделирования, или изменились возможности нарушителя при доступе к отдельным объектам, итерация повторяется. Если итерация не привела к каким-либо изменениям модели, возможности нарушителя считаются исчерпанными и проводится оценка результатов, условно достигнутых нарушителем в ходе моделирования.
- формулируются базовые меры защиты и типовые требования к их реализации, а применимость техник действий нарушителя оценивается исходя из предположения о корректной реализации этих мер защиты;
- область моделирования ограничивается отдельной информационной системой или отдельными ее подсистемами и т.п.
Заключение
Моделирование угроз на основе сценариев позволяет одновременно решить сразу несколько задач обеспечения информационной безопасности:- охватить максимально возможный спектр угроз, актуальных для данной информационной системы;
- разработать детальные требования к мерам безопасности, препятствующим каждому возможному действию нарушителя;
- определить индикаторы компрометации, которые позволят обнаружить применение сценария реализации угрозы;
- заблаговременно разработать меры оперативного реагирования на каждый сценарий;
- в ходе реагирования на атаку – прогнозировать возможные следующие действия нарушителя и оперативно противодействовать им.
При этом каждой технике из базы знаний ATT&CK соответствует некоторая угроза из БДУ ФСТЭК, что позволяет использовать БДУ как классификатор действий нарушителя и формализовывать сценарии в соответствии с требованиями нормативных документов ФСТЭК. При этом следует учитывать, что база знаний ATT&CK имеет свои ограничения. Так, она содержит только примеры действий нарушителя, возможность выполнения которых подтверждена практикой или лабораторными исследованиями, и на ее основе невозможно в полном объеме смоделировать некоторые теоретически возможные угрозы, предусмотренные БДУ ФСТЭК. Таким образом, моделирование угроз на основе сценариев требует не только заимствования готовых знаний, но и самостоятельной оценки возможностей реализации перспективных угроз, особенно когда речь идет о применении мобильной связи, облачных технологий, Интернета вещей и т.п.
Другие материалы