нормативный материал
Общие положения
Согласно статье 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
-
разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
-
об идентификационном номере налогоплательщика;
-
о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
-
предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
-
предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Необходимость соблюдения налоговой тайны дополнительно обозначена в некоторых нормативных правовых актах, регулирующих различные сферы правоотношений. В частности, в статье 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать охраняемую законом тайну, в том числе, налоговую, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях" представление источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй во исполнение указанного Федерального закона не будет являться нарушением налоговой тайны.
Нормативные правовые акты, стандарты и рекомендации
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ
- "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ
- "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ
- "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ
- Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
- Приказ МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов"
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях"
Надзорные органы
-
Прокуратура Российской Федерации