Новости

Указом Президента РФ утверждена новая Доктрина информационной безопасности России

07.12.2016
Указом Президента РФ утверждена новая Доктрина информационной безопасности России

Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г. утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

В новом документе система обеспечения информационной безопасности признается частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В документе определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности, проанализированы основные информационные угрозы, дана оценка состоянию информационной безопасности.

Предыдущая Доктрина информационной безопасности указывала основные принципы, на соблюдение которых должны быть направлены усилия государства. В отличие от неё новая Доктрина более конкретно поясняет, с чем именно намерено бороться государство в сфере информационной безопасности. Если в предыдущем документе основное внимание уделялось реализации прав и свобод граждан России на получение необходимой информации, то в новой Доктрине основной упор делается на противостояние враждебным действиям зарубежных стран.

В списке национальных интересов России в сфере информационной безопасности существенных изменений не произошло. Государство, как и прежде, берёт на себя обязанность соблюдать конституционные права граждан при доступе к информации, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности, развивать современные информационные технологии и гарантировать неприкосновенность частной жизни при их использовании, обеспечить защищенность граждан от информационных угроз. При этом в новом документе изменилась формулировка о функционировании критической информационной инфраструктуры, которой теперь необходимо обеспечить устойчивое функционирование не только в мирное, но и в военное время, а также при угрозе агрессии. В предыдущей Доктрине военное время и агрессия не упоминались.

Наибольшие изменения произошли в списке угроз информационной безопасности. Основное внимание теперь уделено внешним угрозам. Если раньше говорилось о стремлении к доминированию ряда стран в мировом информационном пространстве, то в новом документе обращается внимание на наращивание некоторыми зарубежными странами возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях, активизацию деятельности организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских госорганов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Всё это непосредственно влияет на состояние информационной безопасности государства.

Государство намерено противостоять попыткам зарубежных государств воздействовать на массовое сознание российских граждан, особенно на молодёжь, для «размывания российских духовно-нравственных ценностей», и отвечать на попытки зарубежных СМИ искажать информацию о политике, проводимой российскими властями.

Особое внимание в документе уделяется широкому использованию различными террористическими и экстремистскими организациями механизмов информационного воздействия, возрастающим масштабам компьютерной преступности.

В новой Доктрине отмечен также рост преступности в кредитно-финансовой сфере, что требует выработки четкой стратегии в решении вопроса обеспечения безопасности информационных сетей.

Повышенное внимание уделено необходимости развития национального управления российским сегментом Интернета. Государство считает национальную доменную зону .ru/.рф объектом критической информационной инфраструктуры (имеющим особую важность) и намерено ввести жёсткий контроль за регулированием этой инфраструктуры с помощью поправок в закон «О связи».

Среди основных направлений обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации в документе перечислены ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий, повышение конкурентоспособности российских IT-компаний, развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы.

В целях обеспечения стратегической стабильности Россия будет двигаться по пути защиты суверенитета в информационном пространстве, участия в формировании системы информационной безопасности, обеспечивающей противодействие использованию информационных технологий в военных целях, а также развития национальной системы управления российским сегментом Интернета.

Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом РФ. Совбезом России устанавливается перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу.

Результаты мониторинга реализации Доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совбеза Президенту РФ.